Площадь Регистан в Самарканде

Медресе Улугбека
Самое древнее и первое из трех в ансамбле Регистана, по сведениям источников, построено в 1417—1420 гг. самим знаменитым наследником Темуридов, внуком Амира Темура – Улугбеком (полное имя Мирза Мухаммед ибн Шахрух ибн Темур Улугбек Гураган).
Основанный в нем университет был на то время очень престижным, там обучали математике, логике, богословию, естественным наукам. Улугбек приглашал лучших ученых для преподавания, и сам также читал лекции. Здание медресе было стандартно прямоугольным, со внутренним двором, по его периметру располагались кельи, в которых на тот момент проживало более сотни учеников университета. Там же, во внутреннем дворике, сейчас установлен памятник Улугбеку и его лучшим преподавателям Кази-заде ар-Руми, Джемшид Гияс ад-Дин Ал-Каши, Ал-Кушчи.
Главный вход в медресе был высоким и величественным, чтобы подчеркнуть монументальность сооружения, и значимость образования в целом.
Сейчас в медресе Улугбека расположена галерея изобразительного искусства, где выставлены работы узбекских художников и скульпторов.

Медресе Улугбека

Медресе Улугбека

Медресе Шердор
В переводе с таджикского «медресе со львами» (хотя на фасаде изображены тигры) возведено на площади Регистан двумя веками позже, с 1619 по 1636 гг., архитектором по имени Абдул-Джаббар и мастером по мозаике Мухаммедом Аббасом. Находится напротив медресе Улугбека, и кажется, повторяет его контуры, но все же очень различается по оформлению. Его стены, порталы и двери покрывают выдержки из Корана, над айваном расположены символы герба Ирана – два барса с солнцем на спине. Также отличительная особенность этого медресе – символы в виде свастики в центре над входом. В отделке использованы и глазурованный кирпич, и мрамор, и резное дерево, роспись и мозаика. Внутри двора в арках можно встретить панно с вьющимися цветами, бутонами в восточном стиле. А вот отделка келий, где жили студенты, наоборот, очень аскетична и проста. Побеленные стены, никаких излишеств.

медресе Шердор в Самарканде

медресе Шердор в Самарканде

Медресе Тилля-Кари
Позже, в 1646 году, в северной части площади архитектор Ялангтуш начал строительство третьего, завершающего ансамбль, медресе Тилля-Кори. Перевод названия можно расшифровать как «отделанное золотом». Здесь обучались студенты и одновременно начала действовать мечеть.
Подобно своим собратьям, Тилля-Кари имеет высокий, внушительный главный портал-вход, обращенный к югу, и двухэтажные двух-ярусные худжры по обеим сторонам. Как обычно, двор медресе по периметру составляют кельи, а с западной стороны двора находится мечеть. Она действует и сегодня. Ее михраб (алтарь) обращен в сторону Мекки, а справа находится высокий мраморный минбар. С него имам читает проповеди.
Надо сказать, что убранство мечети в Тилля-Кари вполне оправдывает термин «отделанная золотом». Во второй половине 20 века в мечети прошла большая реконструкция и с участием ленинградских ученых-востоковедов она приобрела свое второе рождение. Золотописные узоры купола и стен вручную воспроизводились в трудоемкой технике «кундаль» по древним рисункам и старинным фотографиям. Золотая роспись смотрится богато и величественно, а в сочетании с восточным рисунком и синими красками приобретает неповторимую красоту.

медресе Тилля Кари

медресе Тилля Кари

Комплекс из трех медресе производит потрясающее впечатление. Попадая на площадь Регистан, как будто проваливаешься в прошлое, на много веков вглубь истории… Столько событий видели эти стены, столько людей, разруху и войны, голод и праздники урожая, бойкую торговлю и казни… Летом, в туристический сезон, на площади Регистан вечером проводятся лазерные шоу. Три древних медресе, как три мудреца, поют свою историю… “Я – Регистан, я сердце Самарканда, Я памятник прошедших войн и бед. Потомок, слушай мудрости завет: Мир береги. Жить в мире, дружбе – счастье. Ты всюду помни это, человек“.